Первый старт российских ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру,
расположенного во Французской Гвиане (Южная Америка) по-прежнему
намечен на вторую половину 2009 года. Однако специалисты, принимающие
участие в строительстве стартовой площадки, говорят, что запуски,
скорее всего, на практике будет возможно осуществлять лишь в начале
2010 года.
По их словам, в сроках многое зависит от того, когда
на Куру будут доставлены площадки для запуска ракет, а также от того,
насколько быстро 250 российских работников смогут их смонтировать на
новом месте.
В представительстве консорциума с европейским
авиакосмическим концерном Arianespace говорят, что официально перенос
даты начала работы "Союзов" пока не обсуждался, однако даже если он и
будет иметь место, то за счет того, что в Куру эксплуатируется и
европейская ракета Ariane-5, заказчики коммерческих запусков вряд ли
пострадают.
"Очевидно, что мы прилагаем все усилия для того,
чтобы начать использование российской площадки в срок, однако факт
заключается в том, что задержка может быть, и в этом случае крупные
запуски спутников нам придется переложить на Ariane-5, здесь же (на
Куру), а запуски небольших спутников проводить через предприятие
Starsem на космодроме Байконур", - говорит Мичел Бартоломеу, директор
космического центра Куру.
Согласно договоренности сторон,
тяжелая ракета-носитель Ariane-5 и российский Союз будут доставлять на
орбиту телекоммуникационные аппараты массой до 3 тонн. Более тяжелые
спутники будут выводиться только с Ariane-5, которая способна
доставлять на орбиту до 2 тяжелых спутников сразу. Легкие спутники,
такие как навигационные аппараты Galileo или аппараты группировки
Глобалстар, по-прежнему будут доставляться в космос с Байконура.
Отметим,
что российская площадка будет отделена от основного комплекса примерно
на 13 километров. Кроме того, для российского персонала будет частично
ограничен доступ к основному космодрому, с которого запускаются
Ariane-5. Это, как рассказали в космическом центре Куру, вызвано
требованиями безопасности. Известно, что на отделение российского
сегмента космодрома настаивала, в частности, американская сторона,
которая время от времени запускает военные и правительственные спутники
с Куру.
Однако и российская сторона на такие условия ответила
своим ходом - европейцы не получили доступа к российскому космическому
топливу, которое используется для заправки Союзов.
По словам
Жана-Марка Асторга, руководителя проекта размещения площадки Союзов в
Куру, несмотря на общие интересы и интеграцию, разделение будет и
персонал будет работать в серьезных рамках. "Когда мы говорим, что тот
или иной сегмент или операция будут выполняться русскими, то это
значит, что европейскому или американскому персоналу будет запрещено
выполнение работ или посещение сегментов космодрома без российского
сопровождения", - говорит он.
Согласно плану строительства,
первый российский персонал и оборудование сегодня были доставлены во
Французскую Гвиану. На борту корабля находится сервисный отсек, в
котором ведутся работы, предшествующие запуску. Вместе с отсеком должна
прибыть и команда из 15 человек.
Второе судно ожидается в
октябре-ноябре, третье - к концу года. В итоге, к началу 2009 года у
работников должно быть все необходимое для строительных работ. По
словам Асторга, доставка строительного оборудования уже запаздывает на
пару месяцев из-за банкротства компании-подрядчика, в результате чего
Роскосмосу пришлось срочно разбить заказ среди трех других подрядчиков.
По
словам строителей, новая мобильная площадка не может в точности
повторять аналоги на Байконуре или Плесецке. На европейском космодроме
Союзы придется монтировать с полезной нагрузкой, например спутниками,
иначе. В частности, грузы будет необходимо помещать вертикально по
корпусу ракеты-носителя, а не интегрировать в горизонтальном положении,
как это делают на Байконуре.
Ожидается, что к середине 2009 года количество российских работников в Куру достигнет максимума в 250 человек.
Напомним,
что программа старта российских ракет с Куру была согласована Россией и
Европейским космическим агентством еще 6 лет назад. Стоимость проекта
оценивается в 344 млн евро, на момент заключения соглашения. В
сегодняшних ценах сметная стоимость превышает 400 млн евро.
|