Есть на современном IT-рынке одна компания, чья продукция, пожалуй,
никого не оставляет равнодушным. Взгляды людей в большинстве случаев
полярны - они либо боготворят данные устройства, либо столь же неистово
ненавидят.
Трудно однозначно сказать, по какой причине так происходит.
Однако можно не сомневаться, что одну из ключевых ролей в этом играет в
высшей степени агрессивная маркетинговая политика компании.
Позиционирование продуктов компании в качестве "не таких, как все",
акцент на характерный, предельно выверенный дизайн, а также личная
харизма отца-основателя - все это только усиливает WOW-эффект.
Разумеется, большинство из вас уже догадалось, что речь идет о
"некоей фруктовой компании", в которую, якобы, так удачно вложился
Форрест Гамп. Действительно, у компании Apple только за последние
три-четыре года появилось сразу несколько выдающихся, знаковых
продуктов. Это и iPod nano (2005 год, наследник культовых iPod прежних
лет), разом обрушивший стоимость MP3-плееров на базе флэш-памяти, и его
"сменщик" iPod Touch (2007 год, реализация сенсорного управления
плеером, а также множество других программных и аппаратных
особенностей), а также один из самых тонких ноутбуков в мире MacBook
Air.
Но пальму первенства, несомненно, удерживает одиозный iPhone -
первый мобильный телефон компании. Длительное ожидание продукта
пользователями, представление его как не просто телефона, а
коммуникатора, наконец, схема продаж, построенная на привязке аппарата
к конкретному оператору сотовой связи, - все это привело к
неоднозначному восприятию iPhone на рынке.
Противоречивые суждения, естественно, подкреплял не только
негатив - в актив телефону можно было занести лаконичный внешний вид
(родовая черта практически всех продуктов Apple), качественный
интерфейс, базирующийся на особой системе управления сенсорным экраном,
и прочие приятные особенности iPhone.
Кумулятивный эффект от всего этого оказался настолько силен,
что даже сегодня, спустя год после начала продаж, телефон вряд ли
кого-нибудь оставляет равнодушным.
Однако, начиная с июня нынешнего года, в истории iPhone открыта
новая страница. Свет увидела обновленная модель аппарата - iPhone 3G.
Как видно из названия, телефон способен работать в сетях третьего
поколения, чего не умел оригинальный аппарат. Но и помимо
UMTS-функциональности вторая редакция может похвастать множеством
новшеств. Кроме того, ситуация вокруг iPhone спустя год поменялась
очень сильно. Изменения достаточно заметны, чтобы можно было говорить о
действительно новом продукте, с другими перспективами. Это и доступ
разработчиков ПО к SDK, и открытие App Store, что свидетельствует об
изменении статуса аппарата - с имиджевой "звонилки" на устройство с
расширяемой функциональностью (путем установки дополнительных
приложений). Также это попытки представить iPhone в корпоративном
сегменте - хоть какая-то альтернатива на родном для Apple
североамериканском рынке канадской компании RIM с ее умными "вишенками"
Blackberry. Ну и не стоит сбрасывать со счетов другие новшества, такие
как, например, наличие GPS.
Как бы то ни было, представляет интерес, чего смогла достигнуть
компания Apple за прошедший с момента выхода iPhone год. Зная историю
других "яблочных" продуктов, можно задать еще один вопрос - смог ли
iPhone изменить мобильную индустрию, и если да, то насколько?
Забегая вперед, отметим, что все-таки смог. Во всяком случае,
поспособствовал появлению нескольких мощных трендов на рынке. Однако,
обо всем - по порядку.
История вопроса
Предыстория появления iPhone настолько увлекательна, что обойти ее
стороной было бы несправедливо. Поэтому предлагаем вашему вниманию
краткий экскурс в недавнее прошлое.
Как известно, спустя некоторое время после своего возвращения в
Apple ее CEO и по совместительству основатель компании (хотя мы не
забываем и про Стива Возняка) Стив Джобс приложил руку к появлению
легендарного iPod - тогда еще довольно неуклюжего плеера-jukebox'а на
жестком диске. Тандем "iPod + iTunes" оказался настолько популярен, что
за короткое время превратил плеер Apple в икону.
Спустя несколько лет (и несколько поколений iPod), в 2005 году,
на рынке появился флэш-плеер iPod nano - продукт, которому также было
суждено стать культовым. Заслугой устройства стало постепенное, но в то
же время повсеместное снижение цен на рынке МР3-плееров с флэш-памятью
- просто потому, что остальным производителям пришлось подстраиваться
под ценовую политику Apple (кстати, тогда же сами модули флэш-памяти
для МР3-плееров превратились в дефицит - опять же, "заслуга" компании
из Купертино).
В том же 2005 году на рынке мобильных телефонов случилось сразу
несколько знаменательных событий - появились такие устройства, как Sony
Ericsson K750i, Walkman W800i, линейка мультимедийных компьютеров
Nseries от финской Nokia. Мобильные телефоны пошли по пути конвергенции
и на смену доминирующим на рынке бизнес- и имиджевым устройствам пришла
концепция универсальных аппаратов, способных заменить сразу несколько
цифровых устройств.
Линейка музыкальных телефонов Walkman от Sony Ericsson и вовсе
стала тревожным звонком для рынка MP3-плееров и iPod в частности,
поскольку отныне мобильные телефоны со встроенными медиаплеерами
становились конкурентами специализированных устройств для проигрывания
музыки (по качеству воспроизведения, удобству интерфейса,
функциональности плеера).
Возможно, эти обстоятельства также подтолкнули Apple к
дальнейшей разработке мобильного телефона. Впрочем, к этому времени
компания уже обладала некоторым опытом в создании подобных устройств.
Первая попытка оказалась неудачной, и проект "Purple 1" был свернут.
Наперекор пословице, и второй блин от Apple вышел комом. Речь идет о
провальном со всех точек зрения мобильном телефоне Motorola ROKR E1,
признанном одним из главных разочарований 2005 года. Телефон
позиционировался как музыкальный, а Apple отвечала за интеграцию с
сервисом iTunes (встроенный проигрыватель телефона также весьма
напоминал интерфейс плееров iPod). К сожалению, реальность оказалась
куда хуже, чем ожидания разработчиков. Ситуацию не спасла даже
дорогостоящая рекламная кампания. Новинка не имела практически никаких
преимуществ перед вышедшим почти за год до этого Motorola E398. iTunes,
на который уповали в обеих американских компаниях, не привлек
покупателей ввиду малого количества закачиваемых в телефон композиций
-- последний мог похвастать только парой десятков мегабайт собственной
памяти и карточкой на 512 Мб в комплекте - и это против нескольких
гигабайт в iPod.
Провал совместного проекта привел к тому, что следующий свой
музыкальный аппарат, ROKR E2, компания Motorola готовила уже в
одиночестве. По иронии судьбы, данный телефон для своего времени мог
оказаться революционным. Однако метания внутри самой американской
кампании, по существу, загубили продукт, он не был доступен на
большинстве рынков и превратился в раритет.
Между тем Apple параллельно работе с Motorola вела подготовку
собственного мобильного телефона. В связи с этим в том же 2005 году
начались переговоры с одним из крупнейших североамериканских операторов
сотовой связи. Причем сама разработка продукта (под кодовым названием
"Purple 2") велась в обстановке строжайшей секретности. Как после было
подсчитано, из 150 млн долларов, потраченных на разработку iPhone,
половина ушла на предотвращение всевозможных утечек.
Утечек действительно не произошло. В то же время, весь интернет
на протяжении 2005-2006 годов полнился слухами о предполагаемой
новинке. Многочисленные i-подделки предлагали фанатам компании десятки
концепций и вариантов исполнения корпуса будущего телефона (о том, что
iPhone выйдет, не сомневался никто). Большинство из них так или иначе
обыгрывало знакомый дизайн плееров iPod.
Однако находились и концепты, которые шли дальше, предлагая такие
функции, которых не было у плееров. Одним из вариантов являлся моноблок
с огромным, во всю площадь лицевой панели сенсорным экраном. Вряд ли
создатель данной подделки мог предположить, насколько он оказался
близок к истине.
Кстати, название телефона от Apple также было озвучено задолго до его
появления. А как же иначе - значительная часть "яблочной" продукции
именовалась похожим образом: iPod, iMac.
Хотя, в принципе, никаких прав на использование названия iPhone
компания Apple не имела. Еще в 1996 году компания Infogear
зарегистрировала торговую марку iPhone. Позже, в 2000 г. компания Cisco
приобрела данную компанию и, таким образом, получила право использовать
торговую марку. Все это совсем не мешало пользователям именовать
ожидаемую новинку Apple iPhone, и никак иначе. Между тем, начались
переговоры об использовании "яблочной" компанией данного названия.
Cisco была вынуждена даже сделать упреждающий ход: в конце 2006 года (а
именно 18 декабря - менее чем за месяц до анонса телефона от Apple) ее
дочерняя компания Linksys представила линейку VoIP-телефонов под маркой
iPhone - Linksys iPhone WIP. Тем не менее, Apple представила свою
первую сотовую новинку под именем iPhone. Начались судебные
разбирательства. Однако в последний момент компании пошли навстречу
друг другу, в результате чего Apple и Cisco уже 21 февраля 2007 года
договорились о совместном использовании бренда. Интересно, что история
получила продолжение летом 2007 года. Отечественная компания "МД
Трейдинг" подала заявку в Роспатент на регистрацию все той же
несчастной торговой марки iPhone. Это стало возможным из-за отсутствия
России в списке стран, на которые распространяется защита iPhone.
Впрочем, ввиду отсутствия официальных продаж телефона на территории
страны данная история не получила столь широкого резонанса.
Безусловно, в истории с iPhone были и другие казусы,
привлекавшие к модели еще больше внимания. Повторялась ситуация с
выходом плееров iPod, в частности, заявления некоторых компаний о
плагиате Apple, позаимствовавшей идею навигационного колеса ClickWheel.
На сей раз возмутителем спокойствия стала корейская компания
LG. Дело было в том, что разработка iPhone велась, как говорится,
ноздря в ноздрю с ее имиджевым бесклавиатурным телефоном LG PRADA
KE850. В дизайне обеих моделей действительно оказалось много общего.
Оба телефона представляли собой стильные моноблоки с огромными
сенсорными экранами. Оба предлагали пользователю специально
переработанный интерфейс.
Однако iPhone повезло быть представленным публике первым.
Случилось это на выставке MacWorld 9 января 2007 года. Вышедший следом
LG KE850 PRADA, представленный на выставке 3GSM Congress в Барселоне в
феврале, естественно, вызвал вопросы.
В связи с этим глава мобильного подразделения LG поспешил заявить,
что Apple скопировала дизайн корейского телефона. И действительно,
дизайн PRADA был представлен еще в 2006 году и, более того, успел
завоевать награду конкурса iF Design Award в сентябре того же года. Как
бы то ни было, дальше препирательств дело не пошло, и обе модели в свой
срок появились на рынке.
Как видно, iPhone не стал революцией в плане дизайна. Не был он
прорывом и с функциональной точки зрения, поскольку задолго до
появления телефона от Apple подобную реализацию сенсорного экрана с
управлением касаниями пальцев предлагала шведская Neonode со своим
телефоном-долгостроем N1/N1m. Разработка аппарата началась еще в 2002
году, а готовый продукт появился в продаже лишь в конце 2004 года. К
тому времени он морально устарел, а инновационная система управления
при помощи движений пальцами (без необходимости нажатия на определенную
точку, требовалось касание лишь области экрана) была не понята рынком.
В результате телефон был причислен к когорте мобильных неудачников и
забыт. Тем не менее, реализация интерфейса Neonode N1/N1m предвосхитила
систему управления iPhone.
Единственной серьезной инновацией в плане эргономики iPhone стал
Multi-Touch, способ управления при помощи двух пальцев. Он оказался
интересной "фишкой", облегчавшей работу с телефоном. Однако прочие
возможности телефона уже были опробованы на устройствах других
производителей.
Так что на поверку мобильный телефон от Apple оказался вовсе не
таким уж революционным. Впрочем, заслугой разработчиков стало то, что
они сумели творчески переосмыслить существовавшие идеи, что выгодно
отразилось на эргономике изделия. Речь идет в первую очередь о
различных датчиках, в частности, акселерометре, менявшем ориентацию
дисплея в зависимости от положения телефона.
Впрочем, неверно было бы сказать, что iPhone оказался очередной
красивой пустышкой. Функциональность аппарата была достаточно высокой -
большой объем памяти (4 либо 8 гигабайт, впоследствии была анонсирована
16-Гб-версия), Wi-Fi, расширенные возможности для интернет-серфинга. В
то же время, Apple не была бы Apple, если бы не приняла несколько
спорных решений.
Яблочко от яблони
В частности, такими решениями оказались следующие моменты: отказ от
поддержки MMS-сообщений, отсутствие гнезда для карт памяти,
ограниченные возможности Bluetooth и камеры (отсутствие режима
видеосъемки). Опять же, можно привести аналогию с плеерами iPod, у
которых на протяжении всех поколений отсутствовали FM-тюнер и диктофон.
Конечно, это без учета всевозможных "улучшайзеров" в лице аксессуаров
от Belkin, Griffin и других.
Особо подчеркнем - все вышеперечисленные недостатки iPhone были
характерны для оригинальной прошивки. Кроме того, существовали и
аппаратные ограничения. В частности, это было отсутствие поддержки
сетей третьего поколения. Впрочем, тем самым Apple оставляла себе
пространство для маневра с будущим обновлением первого телефона.
В то же время, телефон мог похвастать другими достоинствами.
В первую очередь это касалось фирменного дизайна от Apple -
минимум элементов, симметрия во всем, округлые обводы корпуса.
Лаконичный черный цвет дополнял картину.
Не подкачали и материалы корпуса - стекло лицевой панели, устойчивое к появлению царапин, а также металл задней панели.
Несмотря на большую, чем обычно в телефонах, ширину корпуса,
iPhone хорошо лежал в руке благодаря тонкости и отсутствию острых
углов.
Роскошный 3,5-дюймовый экран с высоким разрешением 320х480
пикселей и высоким качеством картинки также являлся сильной стороной
аппарата.
Чего нельзя было сказать об интерфейсах. Если к Wi-Fi и связке
GPRS / EDGE замечаний не было, то реализация Bluetooth вызывала
нарекания у пользователей - он предназначался лишь для подключения
моногарнитуры (поскольку профиль A2DP отсутствовал). В дальнейшем
проблема лечилась при помощи "танцев с бубнами" - в конце концов
функциональность Bluetooth-модуля можно было расширить.
Главной - и приятной - особенностью модели являлся интерфейс
Multi-Touch и работа с ним. Управление аппаратом осуществлялось
пальцами, стилус не был предусмотрен в принципе (к вопросу о
резистивной и емкостной природе сенсорных дисплеев). Тем не менее,
удобство работы от этого меньше не становилось. Поскольку iPhone
позиционировался прежде всего как средство для выхода в сеть, то
большинство "фишек" работало в браузере (почти столь же функциональном,
как и настольный Safari). Это оптимизация размеров страниц по двойному
нажатию, задействование сразу двух пальцев для масштабирования и проч.
К плюсам браузера Safari можно было отнести также многооконный режим,
наличие RSS-читалки, поддержку сайтов, созданных с использованием
технологии AJAX - динамическом изменении содержимого страниц без
перезагрузки. Впрочем, был у всего это великолепия один недостаток -
заточенный для работы с сетью iPhone постоянно пытался подключиться к
интернету, что невыгодно отражалось на трафике и, соответственно, счете
абонента.
Изначально функциональность телефона можно было расширить лишь
за счет web-приложений, так называемых виджетов. Сторонние приложения,
требовавшие установки на телефон, начали появляться позже.
Необходимость приобретения новых мелодий звонков в iTunes Store также
была в новинку пользователям других мобильных телефонов.
К сожалению, отсутствием MMS, радио и других вещей дело не
ограничивалось. Программная платформа iPhone обладала скудными
изначальными возможностями по работе с SMS, отсутствовал голосовой
набор, традиционно для синхронизации с ПК требовалось наличие iTunes.
Впрочем, были у iPhone и сильные стороны. Помимо браузера, как
и предполагалось, был медиаплеер, поддерживавший большое количество
форматов, эквалайзер со множеством стилевых предустановок и отличным
интерфейсом.
Тем не менее, еще два негативных момента являлись определяющими
факторами для многих. Это было отсутствие - до поры до времени -
дополнительного ПО, способного расширить скудную функциональность
отдельных стандартных приложений iPhone. А также - и это главное -
жесткая привязка телефона производителем к конкретному оператору
сотовой связи.
Операторская модель распространения мобильного телефона,
естественно, не была откровением на рынке. В то же время, находилось
очень много людей, не желавших ради обладания iPhone идти на заключение
контракта с AT&T - эксклюзивным партнером Apple в Северной Америке,
которому была отдана на откуп реализация телефона.
В результате, уже с самого момента продаж значительная часть
пользователей шла на определенный компромисс. В дальнейшем это сыграло
важную роль при продвижении аппарата на рынке: необходимость "разлочки"
телефона, выполнения других действий только подогревала интерес к
новинке.
Выход в свет
Продажи iPhone в Северной Америке стартовали 29 июня 2007 года.
Первые дни после начала продаж сопровождались ажиотажем. Впрочем,
чего-то сверхъестественного не произошло - для того, чтобы преодолеть
рубеж в 1 млн проданных телефонов, потребовалось 74 дня. Всего же за
2007 год было реализовано менее 3 млн аппаратов. Впрочем, данное
обстоятельство можно объяснить также поздним началом продаж iPhone в
Европе - они появились там только осенью.
Интересно, что на продажи аппарата огромное влияние оказывала
"залоченность" iPhone под конкретного оператора. В связи с этим у
многих пользователей возникала необходимость в разблокировании
аппарата. Спрос рождает предложение, поэтому уже с первых дней продаж
постоянно предпринимались попытки по обходу операторского "ига".
В частности, 1,5 млн телефонов было приобретено с целью дальнейшей "разлочки" и перепродажи.
Во избежание наплыва спекулянтов осенью компания даже была вынуждена
пойти на ограничение отпускаемых телефонов в одни руки - не более двух
(на территории США и Великобритании). Впрочем, уже в декабре 2007 года
данное ограничение было смягчено - гражданам и резидентам обеих стран
разрешалось приобретать до пяти телефонов в одни руки.
Способы обхода блокировки постоянно совершенствовались на
протяжении всего периода продаж. Последовательно изобретались способы:
программирования так называемых мультисимок, аппаратного
разблокирования телефона (путем изменений в схемотехнике), наконец, в
сентябре 2007 года появились программные способы снятия блокировки
оператора.
Примерно в то же время стали появляться первые сторонние
приложения для iPhone. Все это показывало степень заинтересованности
пользователей, их ожидания от телефона.
В то же время сама компания Apple достаточно неожиданно пошла
на снижение стоимости телефона. Вместо 599 долларов версия iPhone 8 Gb
стала стоить 399 долларов, одновременно было объявлено о прекращении
выпуска младшей, 4-Гб версии телефона. Интересно, что данная новость
сопровождалась не только ликованием, но и возмущением уже приобретших
аппарат пользователей. Негодование было настолько сильным, что Apple
пошла на частичный возврат стоимости в размере 100 долларов тем, кто
купил аппарат до этого. Впрочем, владельцы получили не реальные деньги,
а сертификаты на приобретение контента в онлайн-магазине iTunes Store -
еще один ловкий ход гения маркетинга Стива Джобса.
Можно по-разному оценивать снижение цен. Возможно, это
действительно было связано с недостаточно активными продажами iPhone
(хотя в то время они шли только в Северной Америке, рынки Европы
оставались нетронутыми). Но гораздо более очевидной представлялась
необходимость стимулирования продаж телефона в преддверии выхода плеера
iPod Touch.
Данное устройство являлось не просто очередным МР3-плеером. Фактически,
это был тот же iPhone, лишенный радиомодуля. Те пользователи, кто не
желал приобретать в лице iPhone "плеер со встроенным телефоном",
получили возможность купить самый функциональный продукт Apple по более
низкой цене (при сравнимом или даже большем объеме памяти, поскольку
сразу был анонсирован Apple iPod Touch 16 Гб). Так, Touch 8 Гб стоил
299 долларов против 399 - у iPhone с тем же объемом памяти, версия 16
Гб - 399 и 499 долларов соответственно. Плеер мгновенно стал хитом
продаж. В связи с этим возникала опасность снижения объемов продаж
собственно iPhone.
Впрочем, продажи телефона не остановились. Путем различных
маркетинговых уловок, с учетом начала продаж телефона в Европе, а также
благодаря энтузиастам, раскопавшим возможность программного
разблокирования, продажи iPhone вновь усилились.
Необходимость пересмотра своей политики по отношению к iPhone
(впрочем, это могло быть также составляющей долгосрочного плана по
продвижению iPhone) привела к другим знаменательным событиям.
Наконец пользователи телефона получили первое значительное
обновление прошивки - iPhone 1.1.1 Software Update, выпущенное в конце
сентября 2007 года. Были исправлены некоторые недочеты, добавлены новые
функции.
В дальнейшем с каждым новым обновлением прошивки
функциональность телефона все увеличивалась, его уже совершенно точно
нельзя было назвать красивой пустышкой.
Спустя некоторое время всем разработчикам ПО и пользователям
компания Apple преподнесла еще один подарок. В марте 2008 года стал
доступен специальный пакет инструментов для разработчиков - SDK. И чуть
ли не на следующий день компания объявила об официальном открытии
онлайн-магазина по реализации приложений для iPhone и iPod Touch - App
Store. Все это только подстегнуло пользователей продукции компании.
Безусловно, подобные шаги были инициированы не только доброй
волей владельцев компании Apple. К началу этого года iPhone оказался в
тисках конкурентов, зачастую даже более функциональных и доступных.
Атака клонов
Первые клоны Apple iPhone, в полном соответствии с традицией
(ситуация с iPod-клонами), появились практически сразу же после анонса
телефона. В частности, китайская компания Meizu сообщила о выпуске
своего сенсорного телефона Meizu M8, удивительно напоминающего iPhone.
Кстати, компания оказалась совсем не характерной для китайского
мобилостроения - спустя некоторое время на рынке стали с завидной
регулярностью появляться весьма качественные МР3-плееры Meizu, которые
практически ни в чем не уступали лидерам рынка. В то же время,
начинание с iPhone-клоном постепенно заглохло, и он вообще должен был
оказаться медиаплеером (Meizu miniOne).
В то же время, куда более именитые компании также не сидели сложа
руки. Выше уже говорилось о модели LG PRADA. Кроме нее в 2007 году на
рынке появилось еще несколько сильных решений в новообразованном
сегменте "пальцеориентированных" устройств. Это и HTC Touch, и
припоздавший Samsung P520 Armani, а также другие аппараты. Практически
все они не относились к прямым конкурентам iPhone, соперничая, по
большому счету, друг с другом (как PRADA и Armani, например).
Однако они отнимали у телефона Apple часть продаж, привлекая часть пользователей какими-либо своими козырями.
В начале 2008 года на рынке появилось второе поколение
"iPhone-киллеров", к числу которых в первую очередь относились LG
Viewty KE990/KU990 и Samsung F490, позже - Samsung F480 и другие
"пальцеориентированные" новинки. Большинство из них рассмотрено в данной статье, поэтому не будем на них здесь подробно останавливаться.
Нас в большей степени интересуют недавно появившиеся новинки,
относящиеся, если можно так сказать, к третьему поколению
"пальцеориентированных" аппаратов. Как нарочно, почти все они подоспели
аккурат к выходу обновления iPhone 3G, поэтому между данными аппаратами
невольно разыграется конкуренция в той или иной степени.
К числу данных устройств относится флагман текущей продуктовой
линейки HTC Diamond, Samsung i900 Omnia и пока еще "темная лошадка" от
Nokia - проект Nokia 5800 Tube, работающий на основе сенсорной версии
Symbian OS S60 Touch.
Первый из них, "бриллиантовый" коммуникатор от HTC, является
новым словом на рынке Windows Mobile-устройств, функциональным лидером
данного направления. Этому способствуют все прелести обновленного
интерфейса-оболочки TouchFLO 3D, а также мощная аппаратная платформа от
Qualcomm (528-МГц процессор Qualcomm MSM7201A, большой объем
оперативной памяти - 192 Мб ОЗУ и 256 Мб ПЗУ), 4 Гб собственной памяти,
поддержка HSDPA, наличие GPS-модуля и VGA-экран (пусть и не такой
большой, как на iPhone). Новинку также отличает броский ассиметричный
дизайн и множество более мелких нововведений.
У Samsung i900 Omnia, также работающего под управлением операционной
системы Windows Mobile 6.1 Professional, есть неоспоримое достоинство в
лице 5-мегапиксельной камеры с автофокусом (и бонусом в виде функции
определения лица). Кроме того, новинка может похвастать столь же емким
запасом памяти - 8 либо 16 Гб, стандартным набором в лице HSDPA, Wi-Fi
и прочих аппаратных и программных "фишек".
Наконец, засекреченная Nokia 5800 с сенсорным экраном просто
обязана стать достойным конкурентом iPhone и прочим устройствам в
сегменте устройств с сенсорным управлением. К тому же, было бы весьма
интересно взглянуть на реализацию интерфейса S60 Touch, оценить ее
преимущества перед другими программными платформами.
Но это в будущем, а пока же нам остается рассматривать
обновление iPhone 3G. Телефон поступил в продажу совсем недавно - в
июле, и имеет все шансы стать мобильным бестселлером этого года.
Реализация началась сразу в 20 с лишним странах по всему миру.
Результаты не заставили себя ждать - только за первые три дня был
реализован один миллион аппаратов.
С-три-жи
Телефон от Apple получил существенные усовершенствования. В первую
очередь, программные - iPhone 3G работает на обновленной прошивке
iPhone 2.0 с поддержкой Microsoft Exchange ActiveSync и стороннего ПО.
Кроме того, новинка получила существенные аппаратные улучшения.
Появился модуль GPS (в отличие от Google Maps в первом iPhone). Была
улучшена работа некоторых функций. А самое главное - появилась
поддержка сетей третьего поколения.
Кто-то может сказать, что все эти изменения несущественны.
Действительно, революционного в новом телефоне от Apple немного. Ряд
изменений можно воспринять и вовсе со знаком минус - в частности, отказ
от металла в корпусе. Тем не менее, это хороший задел на будущее - уже
сейчас можно говорить, что компания раскрыла не все карты, и в
дальнейших версиях продукта нас ждет еще немало улучшений.
Напоследок - по поводу ценовой политики. Те 199 долларов, что
просят за 8 Гб-версию в Америке, не стоит воспринимать как обвал цен на
рынке (в данном случае аналогия с iPod nano неуместна), поскольку
данная стоимость рассчитана для телефона с 2-летним контрактом
AT&T. Apple последовательно придерживается операторской линии
продаж своего продукта.
Модель |
Apple iPhone |
Apple iPhone 3G |
Стандарт |
GSM 850/900/1800/1900 |
GSM 900/1800/1900 + UMTS 850/1900/2100 |
GPRS |
+ |
+ |
EDGE |
+ |
+ |
HSDPA |
- |
- |
Размер, мм |
115х61х11,6 |
115,5х62,1х12,3 |
Вес, грамм |
135 |
133 |
Дисплей |
TFT, 16 777 216 цветов, сенсорный |
TFT, 16 777 216 цветов, сенсорный |
Разрешение, пиксели |
320х480 |
320х480 |
Диагональ, дюймы |
3,5 |
3,5 |
Собственная память |
8 Гб / 16 Гб (выпуск 4 Гб-версии прекращен) |
8 Гб / 16 Гб |
Поддержка карт памяти |
- |
- |
Bluetooth |
2.0 |
2.0 |
Wi-Fi |
+ |
+ |
Камера, тип матрицы |
+ CMOS |
+ CMOS |
Разрешение, мегапиксели |
2 |
2 |
MP3-плеер |
+ |
+ |
FM-радио |
- |
- |
GPS |
+ |
+ |
Аккумулятор |
Li-Ion, 900 / 1400 мАч |
Li-Ion, 1400 мАч |
Время работы в режиме ожидания |
До 250 ч |
До 300 ч |
Время работы в режиме разговора |
До 5 ч |
До 10 ч в сетях GSM, до 5 ч - в сетях UMTS |
Цена, $ |
399/8 Гб, 499/16 Гб (США, покупка с контрактом AT&T) |
199/8 Гб, 299/16 Гб (США, покупка с контрактом AT&T) |
Вывод
Несмотря на всю свою неоднозначность, первый мобильный телефон от
Apple, безусловно, стал явлением на рынке. За год продаж на ряде рынков
он превратился в настоящий бестселлер. Причем для этого иногда вовсе не
требовались официальные поставки. В качестве наиболее характерного
примера можно привести российский рынок. Несмотря на громадную наценку,
которую ставили продавцы iPhone в России, проблемы с разблокированием и
русификацией телефона (справедливости ради, это зачастую решалось
именно продавцами), iPhone в России оказался очень популярен.
Количество ввезенных в страну телефонов составляет сотни тысяч - это
даже больше, чем официальные продажи иных популярных моделей.
При этом предметом жарких споров всегда являлась функциональная
начинка модели. Сторонники и противники iPhone правы и неправы
одновременно. Те, кто считает телефон от Apple лучшим на рынке,
обладающим функционалом коммуникаторов, должны помнить о том, что пока
iPhone не может предоставить пользователям все возможности
многозадачности. Впрочем, ровно то же характерно сегодня для
Linux-аппаратов компании Motorola. Противники же "яблочного" телефона,
считающие его функциональной "пустышкой" в красивой обертке, также
должны пересмотреть свои взгляды. С появлением в свободном доступе SDK,
открытием App Store, где можно приобрести приложения для iPhone, многие
из возможностей телефона могут быть расширены за счет стороннего ПО.
Правда, с iPhone не случилось такого явного копирования, как это
произошло с рынком MP3-плееров после выхода iPod nano. Тем не менее,
телефон стал явлением, сформировал несколько направлений в дальнейшем
развитии мобильных устройств и их интерфейсов. Нельзя не заметить
повышения роли аппаратов с сенсорным управлением. Это, прежде всего,
заслуга iPhone и его конкурентов "первой волны", таких как LG PRADA
KE850, HTC Touch. Интерфейсы подобных устройств практически поголовно
стали "пальцеориентированными", произошел отказ от стилусов, усложнения
меню телефонов за счет мелких элементов. В результате даже для наиболее
популярных сегодня программных платформ готовятся обновленные версии. В
Windows Mobile 7, Symbian S60 Touch явно чувствуется влияние iPhone и
его интерфейса. Самое главное, что управление такими устройствами
становится все удобнее. Это еще один плюс для пользователей.
Ну а для российских пользователей главным преимуществом станет
тот факт, что спустя два года наконец-то стартуют официальные продажи
iPhone в России. Произойдет это в 2009 году, причем реализовывать
телефон будет не один оператор в эксклюзивном порядке, а все
представители "большой тройки" - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон".
Ну а до тех пор еще есть время, чтобы взвесить все "за" и "против"
покупки iPhone. В любом случае, прогресс налицо, и недавно вышедшее
обновление iPhone 3G - наверняка далеко не последний представитель
семейства мобильных телефонов Apple.